Приветствую Вас Гость!
Среда, 24.05.2017, 10:52
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Друзья сайта

Дикарская А.П.

 

автор фото Н.М. Осока

Дикарская Анна Петровна

(22 октября 1893 - 23 июля 1982)

художник

Родилась в Нижнем Новгороде. В годы Гражданской войны служила сестрой милосердия в санитарных частях армии С. М. Будёного. Всю жизнь работала медсестрой. Выйдя на пенсию, переехала в город Дзержинск, и стала одной из самых ярких представителей наивного искусства.
Рисовать начала в 69 лет. Как вспоминал Владимир Смирнов, дзержинский коллекционер живописи, рисование было для неё отдыхом от житейских проблем и одиночества. Когда только стали проявляться способности, она обратилась к основателю дзержинской художественной школы Николаю Кузнецову, к художникам Вячеславу Ганьшину, Борису Синалееву. Обратилась, чтобы поучиться живописи. И вот Ганьшин, блестящий реалист, глядя на наивное, почти детское искусство Дикарской, сказал: «Вас никому не нужно учить. Идите и рисуйте. У вас своя дорога».

Наша первая встреча произошла на её выставке в Дзержинске в 1979 году, - вспоминал Владимир Смирнов. - Пустой зал, сидит в углу бабулька, вяжет носок. Хожу и возмущаюсь - что это за рисунки из детского сада и что за автор?! И вдруг бабуля говорит: «А это мои работы!» Её дзержинская «однушка» была набита картинами. Анна Петровна в творческом плане была очень плодовита. Творить любила на кухне. Она и не пыталась приблизиться к реалистической живописи. У неё была своя манера, наивная.

Она никогда не задумывалась об оформлении. Найдёт около магазина ящик, разобьёт на дощечки - рамка. Холста нет - так она от халата возьмёт кусок, загрунтует и рисует. Дикарская использовала и наволочки, и простыни. Всё шло в искусство. Художница работала в жанрах пейзажа и натюрморта, её волновали темы российской истории. Душа отзывалась на разные темы. Писала о том, что пережила и прочувствовала. Очень любила рисовать цветы. Художница откликалась и на политические темы. «Свободу Луису Корвалану!», «Ленин жив», «Учение Ленина вечно». Её рисунки - густые, эмоциональные, откровенно-отчаянные, в них вся жажда и любовь к жизни. Царь с царицей, казаки на привале, Степан Разин со товарищами…

Дикарская как художник была признана ещё при жизни. В 1967 году девять её полотен были представлены на Всесоюзной выставке народных мастеров в Москве.

В 70-е в Дзержинск приезжал Григорий Рошаль, известный советский режиссёр, познакомился с Дикарской. Он отметил оригинальность картин, приобрёл 40 работ для своей коллекции. Друзья Дикарской предполагают, что дальнейшее шествие её полотен по миру состоялось в том числе благодаря Рошалю. В середине 70-х картины Дикарской выставлялись в Лионе (Франция), одну из работ - «Баню» хотели купить. Казалось бы, для сделки достаточно согласия мастера. Но тогдашние власти Дзержинска разрешения на продажу полотна не дали, хотя согласились и Министерство культуры СССР, и областной отдел культуры.

В конце 70-х после неудачной операции на глазах Анна Петровна практически ослепла. Закат жизни она провела, различая лишь силуэты окружающего мира. Она уже не могла переносить образы на холст.

Работы Дикарской долго были в забвении, хранились в художественной школе. Доходило до того, что водители школы подстилали её картины, ремонтируя машину. Усилиями художника Виктора Злобина работы Дикарской извлекли из небытия, привели в порядок и передали Дзержинскому краеведческому музею. Но большая часть разлетелась по миру. Имя художницы получило мировое признание. Её произведения находятся в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Государственного республиканского Дома народного творчества и Музея наивного искусства (Москва), в музеях зарубежных стран, и в частных коллекциях.

В 1990 году картины Дикарской были представлены на передвижной Международной выставке Москва-Париж «Наивные художники мира». В 1994 и 2000 годах – на Международной выставке наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-2004» (Москва). В 1997 году работы Дикарской экспонировались на Всероссийской выставке «Наивное искусство России» в Москве. Имя Анны Дикарской занесено во Всемирную энциклопедию наивного искусства (Белград, 1994).

Автопортрет

Два поколения

Домик у озера

Дзержинск - Новое городское кладбище